Подсказки взрослых

Подсказки взрослыхВзрослые всегда готовы подсказать ребенку, как поступить правильно, а как делать не стоит. Вот только порой наши слова производят совсем не тот эффект, на который мы изначально рассчитывали.
Случается, что вместо того, чтобы стать послушнее, аккуратнее, любознательнее, спокойнее и радовать маму с папой, малыш все чаще своим поведением раздражает и злит. Сколько ни одергивай, сколько ни делай замечаний — все без толку! Остается либо возмущенно разводить руками, либо обратить внимание на то, какими способами и словами мы пытаемся добиться результата. Возможно, малыш слышит совсем не то, что вы собирались до него донести.

Набор фраз от раздраженного «Уйди с глаз!» до огорченного «И зачем я тебя родила?»

Что чувствует ребенок? «Маме было бы лучше, если бы меня вообще не было».
Подбираем альтернативу. Скорее всего, вместо страшного «не живи» вы хотели просто дать понять малышу, что он очень огорчил вас своим поведением. Так что с сегодняшнего дня «хватайте» себя вовремя за язык и используйте другие слова. Например, такие формулировки: «Я очень огорчилась/разозлилась, увидев/услышав/узнав, что ты сделал то-то и то-то»; «Сейчас я хотела бы побыть одна, немного успокоиться, а потом мы поговорим и обсудим, в чем ты ошибся. Это поможет тебе в следующий раз сделать то, что хотел, лучше».

Постоянные сравнения с другими детьми: «Вот Вася нормальный ребенок, а ты…», «Соседская уже читает, а ты даже букв не знаешь…», «Бери пример с сестры, она…»

Что чувствует ребенок? Он делает два вывода: во-первых, другой малыш вам интереснее, чем он. Во-вторых, он — существо никчемное, родители его не любят. В результате, даже если вы и подвигнете ребенка таким образом на усиленную учебу или изменение поведения, вы получите закомплексованного человека с очень низкой самооценкой, не умеющего ценить ни свои достоинства, ни свои достижения, и к тому же — страшно завистливого.

Если вам очень хочется сравнивать — сравнивайте ребенка с ним самим, вчерашним. С его собственными предыдущими достижениями — так вы подчеркнете и его успехи, и их важность для вас. Покажете малышу, что он идет правильным путем. «Вчера ты знал только три буквы, а сегодня-уже пять! Мне кажется, через неделю сможешь освоить весь алфавит!» или «Сегодня твоя комната выглядит гораздо опрятнее, чем вчера-молодец!».

Особенности восприятия. Дети дошкольного возраста не обладают логическим мышлением. Их сознание — мистическое. Поэтому любые слова родителей для ребенка — констатация того, что и как происходит в мире. Программа, которую он должен выполнить. Именно поэтому так, как родители «предсказывают», так чаще всего и случается в действительности.
Вторая особенность мистического мышления — невозможность слышать частицу «не». Когда мы говорим ребенку «НЕ делай», это самое «не» таинственным образом пропадает в его восприятии. Так что корить любимое чадо за то, что он творит вам что-то назло, бессмысленно. Постарайтесь избегать наказов с частицей «не». Говорите ребенку о том, как НАДО делать, а не о том, как НЕ НАДО.